Со времен Марии Терезии Шёнбрунн стал не только неотъемлемым атрибутом венской общественной жизни, но и центром политической власти необъятной габсбургской империи. В 1805 и 1809 годах во время французской оккупации дворец служил Наполеону штаб-квартирой. С ноября 1814 г. по июнь 1815 г., после поражения французов, в этом дворце проводился Венский конгресс. Сын Наполеона и Марии-Луизы Австрийской, которого также называли «Орленок», скончался там 22 июля 1832 г. в возрасте 21 года, в той же комнате, в которой в свое время проживал его отец.

«Прекрасный фонтан»

Усадьба, упомянутая в документе 1311 года как «Каттербуржская мельница», относилась к феодальным владениям Клостернойбургского аббатства. В 1569 г. она отошла к Габсбургам, когда император Максимилиан II приобрёл ее, чтобы устроить там охотничий дом. Этим владением активно пользовался его сын, Маттиас, который оставался на престоле с 1612 по 1619 гг. Говорят, что как-то во время прогулки Маттиас обнаружил родник, который он назвал «прекрасным фонтаном» (по-немецки — Schöner Brunnen). Отсюда и пошло название места.

  • 1693 г.: император Леопольд I поручает архитектору Иоганну Бернхарду Фишеру фон Эрлаху проектирование и строительство большого королевского дворца на холме Шёнбрунн.
  • 1696 г.: начало строительных работ по новому проекту, менее амбициозному, чем первоначальный.
  • 1705 г.: устройство парка по проекту Жана Треэ.
  • 1744-1749 гг.: императрица Мария Терезия поручает архитектору Николаусу Пакасси расширить и реконструировать Шёнбруннский дворец в стиле рококо.
  • 1750 г.: Жан-Николя Жадо из Вилль-Иссе перестраивает парк в соответствии с пожеланиями императрицы.
  • 1775 г.: Иоганн Фердинанд Хётцендорф фон Хоэн- берг строит на шёнбруннском холме Глориетту.
  • 1780 г.: завершение внутренних работ во дворце; Вильгельм Байер устанавливает скульптуру нимфы Эгерии над «прекрасным фонтаном».

 «Желтая Мария Терезия»

Фасады дворца декорированы полуколоннами, размещенными на ровном фоне штукатурки цвета желтой охры. Этот оттенок быстро «захватил» всю империю, повсюду став отличительным цветом официальных зданий Габсбургов — от Милана до Кракова.

  • Королевский дворцовый комплекс состоит из центрального здания с двумя выступающими вперед боковыми крыльями. Перед ним раскинулся просторный Двор почета, на котором располагаются многочисленные второстепенные постройки. Монументальная парадная лестница ведет со двора к бельэтажу дворца.
  • Потолок Большой галереи украшен внушительной фреской Грегорио Гульельми (1714-1773 гг.), прославляющей военное могущество Габсбургов. Этот зал, в котором в прежние времена проводились императорские банкеты, сейчас служит для государственных приемов.
  • Сияет роскошью декорированная в стиле барокко Миллионная комната, названная так из-за цены, которую пришлось уплатить за ее меблировку.
  • В Голубом салоне состоялось отречение последнего императора Карла I (11 ноября 1918 г.). Ни один другой дворец (и венский Хофбург не исключение) не связан так тесно с памятью о династии Габсбургов, занимавших до 1806 г. императорский трон Священной Римской империи, а затем, до 1918 г., Австрийской империи.
  • В дворцовом театре до сих пор регулярно устраиваются концерты.
  • Кареты и паланкины австро-венгерской империи выставлены в домике Вагенбург (Wagenburg), в свое время переоборудованном в зимний манеж.
  • Согласно обычаю, распространенному среди европейских дворов XVIII столетия, в чарующем парке присутствует имитация древнеримских развалин и установлен обелиск. Здесь, по велению Марии Терезии, сооружены фонтаны Наяд и Нептуна, а также устроены Сад фазанов, пальмовая оранжерея и Ботанический сад.
  • Сады, разбитые в начале XVIII века в соответствии с преобладавшими в то время французскими традициями, были полностью реконструированы между 1748 и 1772 годами по указанию супруга Марии Терезии Франца I — герцога Лотарингии. Кульминацией реконструкции стало возведение в 1775 г. павильона-колоннады Глориетта. С тех пор на холме напротив дворца возвышается одна из важнейших архитектурных доминант комплекса.
  • Тот же Франц I положил начало созданию Шёнбруннско- го зоопарка, который стал одним из наиболее привлекательных развлечений гостей дворца.
  • Дворцовому комплексу был нанесен значительный ущерб бомбардировками во время Второй мировой войны. С 1955 г. здесь велись реставрационные работы, и в настоящее время комплекс является собственностью австрийского государства.

Это здание использовалось как охотничий дом и преемником Фердинанда II и его женой Элеонорой Гонзага, которая продолжала оставаться там и после кончины мужа. Этот комплекс был в значительной мере разрушен турками во время изнурительной осады в 1683 г. Только после этого безопасность Вены была обеспечена в достаточной степени, чтобы можно было начать строительство дворца, который и дошел до наших дней, претерпев ряд изменений.

То сооружение, которому суждено было стать излюбленной резиденцией Габсбургов, изначально было подарком любящего отца своему первенцу. Леопольд I, извечный соперник Короля-Солнца (так называли Людовика XIV), решил построить для своего сына — будущего императора Иосифа I — большой летний дворец на развалинах охотничьего дома в Шёнбрунне.

Дворец Шёнбрунн

В 1713 г. Каря VI, не имевший наследников мужского пола, которые могли бы унаследовать его власть, издал так называемую «Прагматическую санкцию» — торжественную декларацию, которая провозглашала неделимость в будущем австрийского государства и санкционировала передачу короны и по женской линии. Таким образом, к моменту своей кончины в 1740 г. он смог оставить трон Марии Терезии. Однако Пруссия, Саксония, Бавария и Испания не признали «права» преемственности на основе Прагматической санкции и начали войну против Австрии.

Эта война за наследие австрийского трона позволила Пруссии присоединить Силезию, а баварскому принцу Карлу Альберту, курфюрсту Баварскому, взойти на императорский престол. Только после его смерти в 1745 г. Мария Терезия добилась избрания своего супруга Франца I Лотарингского императором Священной Римской империи германской нации с последующим возвращением императорской короны Габсбургам, которые ее удерживали вплоть до упразднения империи в 1806 г.

Проект, порученный работающему в стиле барокко архитектору Фишеру фон Эрлаху, предусматривал строительство здания на возвышенности, на которой в настоящее время находится Глориетта, с пятью террасами, спускающимися к тому месту, где сейчас находится дворец. Известно, что из масштабного проекта, представленного фон Эрлахом, был реализован только центральный блок, поскольку затяжные войны против Франции не позволяли выделить из бюджета требуемую солидную сумму, но именно тогда зародилась идея воздвигнуть загородную резиденцию монархов в противовес Версалю.

В итоге, в период между 1696 и 1713 годами было возведено существенно менее амбициозное сооружение в стиле барокко, которое, после неожиданной смерти Иосифа I, приняла его вдова Вильгельмина Амалия. Отсутствие интереса к этому проекту со стороны нового императора, Карла VI, не позволило завершить работы даже в урезанном масштабе, и монарх подарил незавершенный замок своей дочери, Марии Терезии, которая всегда была неравнодушна к этому месту.

Дворец Шёнбрунн

Изменения между восемнадцатым и девятнадцатым столетиями

Императрица Мария Терезия, при которой комплекс приобрел его сегодняшний вид, любила Шёнбрунн больше всех других австрийских императорских резиденций. Здесь в 1755 г. родилась и провела детство предпоследняя дочь из шестнадцати детей императрицы, будущая королева Франции, Мария Антуанетта, которая всегда с ностальгией вспоминала годы, проведенные в венском дворце.

Вступив во владение, Мария Терезия поручила придворному архитектору Николаусу Пакасси видоизменить и расширить существующую постройку, чтобы превратить ее в пышную представительскую резиденцию в модном тогда стиле рококо. В этом же стиле выполнены и интерьеры, оформление которых было завершено в 1780 г. Сейчас стены украшены огромным количеством панелей, орнаментов и пейзажей в до-романтическом стиле. Идеи императрицы воплотились и в переоборудовании садов, порученном архитектору Иоганну Фердинанду Хётцендорфу фон Хоэнбергу и реализованном в 70-е гг. XVIII в. Вдоль бульваров и на площадках появились многочисленные классические скульптуры и новые архитектурные элементы: древнеримские развалины, обелиск, фонтан Нептуна и Глориетта.

В 1754-1755 гг. по инициативе императора Франца I в шёнбруннском парке была построена оранжерея, которая, имея в длину 189 метров, получилась длиннее самого дворца. Это сооружение, первоначально предназначавшееся для выращивания и сбора плодов экзотических растений, завезенных Марией Терезией, стало в период правления ее сына Иосифа II местом проведения артистических выступлений. Так, например, Моцарт дирижировал здесь премьерным показом своей оперы «Директор театра» (7 февраля 1786 г.).

После смерти императрицы в 1780 г. дворец пустовал около двадцати лет, а затем использовался только в качестве летней резиденции императоров. Яркий фасад в стиле рококо был несколько упрощен и приглушен. В этом виде он и предстает в настоящее время.

Дворец Шёнбрунн